Выделение позиций
Last updated
Last updated
Выделяйте отдельные параметры бизнес-объектов в отдельные сущности (каталоги)
Данный паттерн легко можно спутать с паттерном Разделение. Смысл у них похожий, но ключевое отличие в том, что в паттерне Разделение мы рекомендуем хранить информацию по каждому бизнес-объекту в отдельном каталоге, а в текущем паттерне Выделение позиций мы рекомендуем выделять некоторые параметры одного бизнес-объекта в отдельные объекты системы.
Рассмотрим проблемы несоблюдения паттерна выделения позиций на примере системы учета заказов, спроектированной на Бипиуме.
Заказ состоит из номенклатуры с указанием товаров и их количества. В одном заказе может быть номенклатура из нескольких различных товаров.
Если при проектировании не использовался паттерн Разделение и Выделение позиций, то в системе будет настроен единственный каталог - "Заказы":
На примере настроенного каталога можем выделить следующие проблемы:
Ручное заполнение полей идентичными значениями
Усложнение фильтрации и ведения отчетности
Невозможность формирования динамического количества позиций
В настроенном каталоге есть поля, которые заполняются текстовым значением вместо использования связей с дополнительными каталогами:
Клиент
Товар 1
Товар 2
Например: по одному клиенту в системе может быть несколько заказов. Во втором заказе по клиенту нужно вновь указывать его наименование вручную.
Такой подход увеличивает время заполнения полей в записи: каждое поле заполняется вручную вместо выбора уже заполненного ранее значения.
Кроме этого при добавлении дополнительных полей связанных с клиентом или товарами карточка заказа будет увеличиваться, затрудняя навигацию.
Из-за ручного ввода значений вероятность орфографических ошибок многократно увеличивается. В связи с этим возможна некорректная фильтрация записей в каталоге.
Например, по одному и тому же клиенту заведено 2 заказа. В одном из них допущена орфографическая ошибка в наименовании клиента:
При попытке отфильтровать все заказы по клиенту система выдаст только один заказ, хотя фактически по клиенту сформировано два заказа:
Также будет затруднена фильтрация всех заказов по определенному товару. Предположим, что во втором заказе клиент хочет заказать те же товары, но названия товаров теперь расположены в других полях:
При попытке получить все заказы с монитором получаем только один заказ вместо двух:
Такое происходит из-за того, что во втором заказе монитор указан в поле “Товар 2”, а не “Товар 1”.
То есть для того, чтобы получить общее количество заказов с определенным товаром нужно последовательно вставить наименование товара в каждое поле и сложить общее количество записей во всех выдачах. Такой подход многократно увеличивает время на анализ данных и делает невозможным ведение отчетности в виде графиков в системе.
В примере рассмотренном выше есть возможность заполнения номенклатуры, состоящей из двух товаров. При этом, если клиент закажет три разных товара, то в системе не будет возможности указать все три в рамках одной записи.
Для того, чтобы сформировать такой заказ:
Сотрудникам необходимо создать дополнительную запись и дозаполнить в ней “лишний” товар.
Разработчику системы нужно добавлять новые поля для каждого нового случая увеличения товаров в номенклатуре.
Мы часто сталкиваемся с тем, что пользователи применяют паттерн Разделение: для бизнес-объекта "Товар" создается отдельный каталог, но при этом "Количество" определяют как атрибут товара.
Рассмотрим реализацию того же функционала формирования заказов в примере, когда "Количество" является атрибутом "Товара":
Предположим, что клиент делает второй заказ и также заказывает кресло, но в ином количестве.
По причине того, что мы берем тот же товар из того же каталога и укажем другое количество, у нас перезапишется количество товара и в первом заказе.
Действие вполне логичное, но в нашем контексте абсолютно некорректное.
В общем случае подобная ситуация может привести ко многим проблемам, связанным с несоответствием текущего состояния записей к их фактическому состоянию, а следовательно к некорректным данным, влияющие на текущие бизнес-процессы.
Теперь рассмотрим реализацию системы учета заказов с использованием паттерна Разделение и Выделение позиций:
Были добавлены каталоги:
Клиенты: каталог с базой всех клиентов в системе
Товары: каталог с базой товаров, доступных к заказу
Позиции заказа: каталог-прослойка с указанием товара и его количества. Это как раз таки та самая отдельная сущность, которая была выведена из бизнес-объекта "Заказ" как отдельная сущность. "Позиция заказа" не является отдельным бизнес-объектом - это параметр заказа, выделенный в отдельный каталог.
В данной реализации можно добавлять одни и те же товары в различных количествах к разным заказам. При этом мы избегаем проблемы перезаписи количества товара в одном заказе, когда добавляется этот же товар в другой заказ.
Добавлять новые позиции товаров можно прямо внутри записи заказа
Также появляется возможность добавлять новые товары непосредственно в записи заказа, если они по какой-то причине не были добавлены ранее. Это экономит наше время, избавляя от необходимости переходить в другой каталог для создания нового товара.